УКУ
UKENGLISH
  • Абітурієнтам
  • Навчання
  • Наука
  • Духовність
  • Життя в спільноті
  • Про УКУ
    • Положення про організацію інклюзивного навчання осіб із особливими освітніми потребами у Закладі вищої освіти «Український католицький університет»
    • Супровід студентів із особливими освітніми потребами
  • Повернення на кампус
  • Covid-19
  • Студентам
  • Випускникам
  • ВИКЛАДАЧАМ ТА ПРАЦІВНИКАМ
  • медіа
  • Доброчинцям
  • Контакти
  • Головна
  • Новини
  • Визит Ющенко в Ватикан – провал или триумф?
ПОВЕРНУТИСЬ
  • ПОДІЛИТИСЬ:

Визит Ющенко в Ватикан – провал или триумф?

Четвер, 4 Червня, 2009

Визит Ющенко в Ватикан - провал или триумф?1 июня Виктор Ющенко с супругой посетили с однодневным визитом Ватикан. В этот раз президент воздержался от сенсаций и острых комментариев по поводу внутриполитической ситуации, максимально засекретив детали своего визита. Информацию об отношениях официального Киева с Ватиканом по крупицам собирала интернет-газета “СЕЙЧАС”.

Из скупых официальных сообщений стало известно, что инициатором визита выступил Ватикан, а договоренность о встрече была достигнута примерно полгода назад.

Во время аудиенции у Папы Римского Бенедикта ХVI Виктор Ющенко обсудил вопросы создания единой поместной церкви и подчеркнул толерантное отношение в Украине ко всем церквям и конфессиям. Не обошел Виктор Андреевич своим вниманием и тему Голодомора 1932-1933 гг., поблагодарив святой престол за солидарность в этом вопросе.

Напомним, для многих украинских верующих стало знаковым публичное обращение его святейшества на украинском языке в связи с 75-й годовщиной Голодомора 23 ноября прошлого года. На площади Святого Петра в Риме понтифик, в частности, отметил, что “никакое политическое устройство ради идеологии не может отрицать права человека, его свободу и достоинство”.

На приеме у госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне президент обсудил открытие секретных ватиканских архивов, где найдены уникальные документы о дипломатической деятельности УНР, а также письмо гетмана Правобережного казачества Андрея Могилы к папе римскому Иннокентию ХІІ, датированное 1684 годом.

Помимо этого, президент дал интервью “Ватиканскому радио”, посетил Украинскую папскую коллегию святого Иосафата и могилу папы римского Иоанна Павла II в гротах Собора Святого Петра.

Перед лицом кризиса

Одной из практических задач визита была поддержка святым престолом Украинского католического университета во Львове, предположил эксперт-религиовед Андрей Юраш в комментарии интернет-газете “СЕЙЧАС”.

Первый греко-католический университет на территории бывшего СССР сейчас переживает тяжелые экономические времена. Бурная река пожертвований диаспоры превратилась в тонкий ручеек, средств на содержание его огромной инфраструктуры (более 20 зданий) не хватает.

Учитывая, что в состав официальной украинской делегации был включен отец Борис Гудзяк – ректор университета – этот вопрос станет одним из основных.

К слову, большая часть студентов этого вуза продолжают учебу в Ватикане – в Украинской папской коллегии, которую посетили президент с супругой. Но после возвращения в Украину студентам, получившим престижное богословское образование, сложно найти работу. Кроме этого университета, других католических вузов в стране нет. В связи с этим в Ватикане обсуждался вопрос их трудоустройства в светских учебных заведениях страны, предположил Юраш.

“Воровство православных душ”

Как рассказал источник “СЕЙЧАС”, осведомленный о деталях официальных отношений Киева и Ватикана, главный вопрос президентского визита – поддержка святым престолом греко-католиков (униатов) в Украине. Не следует забывать, подчеркнул наш собеседник, что первая леди страны – Екатерина Ющенко – в различных интервью не раз заявляла, что она – униатка.

Краткая историческая справка: украинская греко-католическая (униатская) церковь возникла в результате заключения Брестской унии 1596 года. В 1946 году под давлением коммунистов церковь была ликвидирована и вплоть до 1990 года находилась на нелегальном положении.

По условиям Брестской унии греко-католики сохранили свои традиционные православные обряды и язык богослужений, однако признали власть папы римского и католическую догматику.

Православные не желают мириться с существованием украинских, словацких и румынских униатов в принципе. С точки зрения Москвы, украинская греко-католическая церковь тем и опасна, что ее обряды похожи на православные, а догматы (истинное учение о Христе) – католические. В этом, по мнению православного духовенства, кроется опасность “воровства душ верующих”, которые прельщаются обрядовой стороной униатства, не углубляясь в учение.

Вторая причина, которая заставляет православных священников с опаской относиться к униатам, – экспансия греко-католиков на земли Восточной Украины. Так, по данным Госкомрелигий, за время независимости число греко-католических приходов в Украине выросло в 10 раз, достигнув 3,6 тыс. Паства Украинской греко- католической церкви насчитывает около 5 млн. верующих внутри страны и еще 2 млн. – в диаспоре.

Для сравнения: римо-католическая церковь в Украине насчитывает всего 1400 общин. Такая немногочисленность, по мнению религиоведов, объясняется тем, что для украинцев римо-католики неизменно выступают инструментом польского влияния в Украине.

Символично также, что кафедра греко-католиков в 2005 году была перенесена из Львова в Киев, а храм был возведен на левом берегу Днепра. До этого основными территориями униатов считались Западная Украина и Закарпатье, долго время находившиеся под властью католических держав.

В целом, Украина остается для Ватикана одной из провинций, поскольку число православных общин в Украине несоизмеримо больше. К примеру, Украинская православная церковь (УПЦ) Московского патриархата по состоянию на конец 2008 года насчитывала 10,9 тыс. общин. Однако это не мешает папскому престолу вынашивать амбициозные планы в отношении восточных земель.

“Святой престол задумал совершить “новый крестовый” поход на Восток. Неслучайно до Ющенко Ватикан посетил белорусский лидер Александр Лукашенко”, – рассказал интернет-газете “СЕЙЧАС” источник, пожелавший остаться неназванным. Главным форпостом понтифика в этих землях выступает авторитетная греко-католическая церковь.

Навстречу православным

Также Виктор Ющенко обсудил в Ватикане вопрос создания в Украине единой поместной православной церкви. Чем Ватикан может ему помочь и заинтересован ли понтифик в преодолении раскола между православными, собеседники “СЕЙЧАС” затруднились ответить.

Юраш уверен, что греко-католики и православные никогда не смогут объединиться: православные никогда не признают власть Папы Римского, а католики никогда не откажутся от него.

Помимо этого, православная церковь чрезвычайно болезненно реагирует на попытки греко- и римо-католиков нарастить свое присутствие на ее “исконно канонических землях”. По мнению Москвы, численность католических церковных структур, особенно в постсоветских странах, в несколько раз превышает реальные нужды проживающих там католиков.

Как отметила авторитетный историк Наталья Яковенко в интервью еженедельнику “Зеркало недели”, борьба православных с “католической экспансией” была возведена в Российской империи в ранг “борьбы за народность” (в смысле известной пиар-формулы – “православие, самодержавие, народность”). В советские времена ту же “борьбу за народность” отождествили с борьбой “за воссоединение с братским русским народом”, хотя и обосновывали ее атеисты, подчеркнула эксперт.

Католическое духовенство, в свою очередь, заявляет, что коммунисты после себя оставили духовную “пустыню”, а значит, работы по окормлению паствы всем хватит – и католикам, и православным.

В связи с этим наивно рассчитывать, что Украина станет территорией, где начнется диалог между двумя ветвями христианства – католицизмом и православием. Слишком много здесь было и остается религиозных конфликтов, отметил Юраш. Во-первых, Украина – это каноническая территория Русской православной церкви, которая, как уже отмечалось выше, крайне ревностно относится к любым попыткам католиков укрепить тут свое влияние. Во-вторых, между греко- и римо-католиками существуют разногласия по поводу церковного имущества. Параллельно действуют два синода епископов, подчиняющихся Ватикану.

Наконец, в Украине невозможно абстрагироваться от тяжелейшего раскола среди православных (УПЦ Московского патриархата, УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ). Когда настанет время, православное и католическое духовенство выберут для переговоров менее конфликтную территорию, нежели Украина, резюмировал эксперт.

СейЧас

  • http://times.liga.net/articles/gs015692.html
  • Mail

    Дайджест подій та новин

    Отримуй тижневий дайждест подій та новин УКУ у свою поштову скриньку

    Вам буде цікаво

    Неділя, 17 Січня, 2021
    Шептицький очима студентів
    П'ятниця, 15 Січня, 2021
    В УКУ стартував конкурс на отримання стипендій. Розповідаємо як податись!
    Середа, 13 Січня, 2021
    Успішні стартапи в Україні: Центр підприємництва УКУ поділився результатами роботи 
    Вівторок, 12 Січня, 2021
    Профіль випускника УКУ – важливий дороговказ для формування нових поколінь,...
    Вівторок, 12 Січня, 2021
    Українському Вільному Університету – 100 років 
    ПІДТРИМАТИ УКУ СТАТИ СТУДЕНТОМ
    Ми в соцмережах:
    Меню
    • Абітурієнтам
    • Навчання
    • Наука
    • Духовність
    • Життя в спільноті
    • Про УКУ
      • Положення про організацію інклюзивного навчання осіб із особливими освітніми потребами у Закладі вищої освіти «Український католицький університет»
      • Супровід студентів із особливими освітніми потребами
    Навчання
    • Факультети
    • Бакалаврат
    • Магістратура
    • Аспірантура
    • CMS УКУ
    • Сервіси ІТ
    Про УКУ
    • Управління та адміністрація
    • Офіційна інформація
    • УКУ від А до Я
    • Вакансії
    • Контакти
    УКУ

    Секретаріат УКУ
    Вул. Іл. Свєнціцького, 17
    м. Львів, 79011

    Секретаріат УКУ
    Тел.: +38 (032) 240-99-40
    Ел. пошта: [email protected]

    Усі права застережено © 2021 Український Католицький Університет

    Зроблено у Qubstudio